Главная \ Наши советы \ Какие бывают собеседования

Какие бывают собеседования

« Назад

Собеседование (или интервью)  – необходимый этап пути к желаемой работе. Необходимый во всех смыслах. Его нельзя обойти. В том или ином виде, но работодатель проведет собеседование с соискателем вакансии (какого уровня вакансия ни была). Для работодателя собеседование – возможность проверить, насколько правильным было выбрать вашу кандидатуру. Но собеседование нужно и вам. Это возможность ближе познакомиться с организацией, составить более ясное представление о ней. Наконец, приобрести опыт, который пригодится в том случае, если конкретное собеседование окажется не последним.

 

Типы собеседований и их особенности

Предварительное собеседование

Практически всегда это телефонная беседа. Если  в выбранном вами объявлении требовалось выслать резюме, и вы его отправили, вы должны быть готовы к такому собеседованию. В любой момент вам могут позвонить от работодателя либо из кадрового агентства, которое подбирает персонал для заказчика. Сам факт такого звонка уже означает, что ваше резюме прошло первичный отбор. Теперь вам зададут несколько вопросов, чтобы проверить правильность этого первичного выбора. В идеале – в итоге вы получите приглашение для очного собеседования. Чтобы это произошло, учтите следующее.

Ваши ответы не должны противоречить тому, что вы уже сообщили о себе в своем резюме. Поэтому держите под рукой шпаргалку: резюме, список ответов на наиболее часто задаваемые вопросы.

Значение имеют ваши ответы даже на самые простые вопросы. Например: «Удобно ли вам сейчас говорить?». Если неудобно, можно сказать «Нет». И это очень плохой вариант ответа. Можно ответить и так: «Я сейчас занят(а), но с удовольствием поговорю с вами». Это тоже плохой ответ. Потому что можно сделать вывод: 1) вы не очень-то организованы и добросовестны, на новой работе вы так же легко будете отвлекаться от одного дела ради другого; 2) вы слишком заинтересованы в новой работе и в дальнейших переговорах можно более жестко диктовать вам свои условия. Ответьте примерно так: «Сейчас мне не очень удобно говорить. Разрешите перезвонить вам через … минут?». Взять такую паузу полезно и в случае, если в данный момент вы не можете воспользоваться вышеуказанными шпаргалками, или слишком взволнованы. Если же вы совершенно свободны, все равно не стоит слишком откровенно проявлять радость по поводу звонка. Достаточно спокойного: «Да, я сейчас могу поговорить с вами».

Еще один непростой простой вопрос – когда вы сможете прибыть на очное собеседование. Конечно, собеседника может интересовать и только то, о чем спрашивает. Но вам лучше отнестись к этому вопросу как к еще одной проверке 1) степени вашей заинтересованности в работе; 2) вашей гибкости, способности действовать в жестких условиях. Особенно, если вопрос звучит примерно в таком варианте: «Сможете ли вы прибыть к нам в течение двух часов?».

Учтите! Предварительное собеседование может произойти и тогда, когда вы сами совершаете первый звонок по объявлению, чтобы получить как можно больше информации. Раз уж вы хотите задавать вопросы, так будьте готовы к тому, что ряд вопросов могут задать и вам.

Собеседование лицом к лицу

Оно может быть единственным. Когда с вами сразу встречается будущий непосредственный руководитель, который и решает, принять ли вас на работу. Но обычно это собеседование бывает вторым. А первое проводит сотрудник службы персонала организации-работодателя или кадрового агентства (как сейчас принято говорить, HR-менеджер или просто HR («ЭйчАр»), от английского Human Resources – человеческие ресурсы, персонал, или  Human Researches,  т.е. подбор персонала).

Собеседование с HR-менеджером. Его цель – та же, что и у предварительного собеседования. Но учтите следующее.

Принципиальная схема появления требований к вакансии такая. Руководитель службы, в которой появляется эта вакансия, дает заявку в службу управления персоналом. Основное в этой заявке – формулировка должностных обязанностей и требований к тому, что должен знать и уметь кандидат. На основании заявки составляется спецификация должности – документ, в котором описываются профессиональные и личностные характеристики, которыми должен обладать кандидат. Причем обычно эти характеристики делятся на обязательные и желательные. И при первом собеседовании HR оценивает в первую очередь то, насколько вы соответствуете имеющейся спецификации.

HR – специалист в своем деле, и не обязан быть спецом в вашей профессии. Ваши профессиональные знания и навыки он может оценить лишь в рамках вышеупомянутой спецификации. Соответствуют – вам «плюс», не соответствуют – «минус». И какими бы наивными вам ни показались вопросы собеседника, не стоит стремиться «поучать» его с высот вашего профессионализма и «забивать» узкопрофессиональной терминологией.  Если, например, вас спросили, умете ли вы работать на таком-то оборудовании, ответьте «да». Но не рассказывайте о том, что это оборудование не самое лучшее, и вы уже привыкли работать на более совершенном. Во-первых, у организации свои причины использовать именно то оборудование, которое она использует. Во-вторых, если вы переборщите с демонстрацией своего профессионализма, может добиться того, что ваш уровень воспримут как слишком высокий для имеющейся должности, а значит, есть риск, что вы будете неудовлетворенны работой ни морально, ни материально.

HR оценивает и ваши личностные качества, а уж в этой оценке он наверняка профессиональнее вас.  Нередко «плюсы», которые дает оценка именно ваших личностных качеств, компенсируют «минусы» от оценки профессиональных характеристик. Например, выяснилось, что вы не имеете достаточного опыта работы – это минус. Но HR выяснил также, что вы обладаете гибким мышлением, способны к обучению и активно стремитесь к повышению квалификации – это большие «плюсы».

Чем больше HR поставит вам «плюсов» по сравнению с «минусами», тем больше шансов, что подаст вашу кандидатуру как оптимальную, и вы попадете на собеседование к руководителю.

Собеседование с руководителем. Первоочередная цель – проверить именно вашу профессиональную пригодность. Поэтому большая часть вопросов – о вашем опыте, знаниях и навыках. Часто возможны и вопросы-задачи. Например, вам описывают конкретную производственную проблему, а вы должны рассказать, как решите ее.

Но помните: и этот собеседник оценивает ваши личностные качества. Иногда он это делает даже неосознанно.

Собеседование с комиссией

В такую комиссию входят минимум двое – HR-менеджер и потенциальный непосредственный руководитель. Иногда такая форма собеседования применяется на втором этапе (первый – собеседование только с HR-ом). Кажется, что беседовать с двумя-тремя (а то и четырьмя) людьми сложнее, чем с одним. На самом деле – далеко не всегда это сложнее. Все равно отвечать придется только на один вопрос за раз. И так ли важно, кто задает эти вопросы – один человек или несколько. Главная трудность – определить, кто из собеседников какой вес имеет в принятии окончательного решения о приеме на работу, т.е., кому же из них нужно понравиться. Но эта проблема легко решается. Во-первых, этот человек может сам «выдать» себя (например, более «начальственным», чем у других, тоном и манерой поведения),  или его «выдадут» другие (например, уступая ему очередь в постановке вопроса). Во-вторых, и это – лучший способ, можно вообще не тратить силы на такие «вычисления» и постараться произвести нужное впечатление на всех собеседников. С одинаковым вниманием выслушивать каждого, отвечать всем с одинаковой вежливостью и конкретностью, но – при каждом ответе настраиваясь на манеру того, кто задал вопрос.

Групповое собеседование

Проводится сразу с несколькими претендентами на место. Те, кто использует такой метод, видят в нем несколько преимуществ. В числе основных – возможность оценить как способность кандидатов к работе в команде, так и умение действовать в ситуации жесткой конкуренции. Потому на таком собеседовании нужно, как минимум, проявить самообладание и соблюсти элементарные правила приличия – вежливость, доброжелательность и уважение к чужому мнению (каким бы сильным не было желание перебить и раскритиковать конкурента, который явно говорит ерунду). Не обязательно относиться к другим кандидатам как к товарищам, но и воспринимать их как врагов ни в коем случае нельзя (враждебность проявит себя в самый неподходящий момент, а заносчивый и конфликтный сотрудник не нужен ни одному работодателю). «Козыри» при таком собеседовании – больший опыт и навыки делового общения. Некоторые эффективные приемы:

Внимательно слушайте каждого конкурента, фиксируйте слабые и сильные места в его ответах, и стройте свои ответы с учетом  подмеченного. Например, ваш конкурент рассказал, с какими компьютерными программами он знаком. При этом вы уверены, что он ошибся в названии какой-то из них. В своем ответе назовите эту программу правильно (и тонко подчеркните, что это правильное название). Или – он блеснул хорошим знанием этих программ, и опередил вас. Что ж, когда он закончит, скажите, что полностью согласны с ним – указные программы действительно эффективны, что подтверждает ваш длительный опыт работы с ними.

Если вопрос адресован всем кандидатам, то может возникнуть заминка – кому же отвечать первым. Не дожидаясь, пока интервьюер укажет, кому начинать, можно продемонстрировать свою решимость и уверенность: «Раз никто не решается,  то все же первым(ой) отвечу я».

Оставьте последнее слово за собой. Даже если вы начинали круг ответов, постарайтесь его завершить («Я могут добавить к сказанному…», «Позволю себе конкретизировать то, что было сказано передо мной…» и т.п.).

Помните!

Любое собеседование начинается с подготовки к нему! А подготовка к собеседованию начинается еще до того, как вы нашли подходящую вакансию.

Например, есть типичные вопросы, которые задают практически при каждом собеседовании. О ваших сильных и слабых сторонах, о достижениях и прошлых неудачах, о планах на ближайшие 5 лет и т.д. Такие вопросы можно предугадать, и обдумать правильные ответы на них тоже лучше заранее.

Так же заранее можно заняться психологической подготовкой – потренироваться хотя бы с помощью близкого человека  в роли интервьюера.

И овладеть навыками правильного ведения собеседования можно (и нужно) заранее. Например, научиться распознавать стиль собеседования (не путайте с описанными в статье типами), правильно устанавливать контакт с интервьюером и т.д.

Об этих и других эффективных методах подготовки к собеседованию мы расскажем в следующих номерах.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить